Шкляеву Сергею — 80!
25 июня 2020 года исполнилось 80 лет одному из выдающихся Мастерс России Сергею Владимировичу Шкляеву, неоднократному призеру и победителю конькобежных соревнований среди ветеранов, рекордсмену России и мира.
Накануне Александр Мелкозеров позвонил Сергею и взял у него интервью (публикуется без купюр).
Добрый день, Сергей Владимирович. В преддверии Вашего юбилея проходит это интервью. А именно, 25 июня Вам исполняется 80. И сегодня хочется узнать о Вас немного больше, чем обычное «привет-пока…» и «как дела…» в раздевалках стадионов.
Да, конечно, с удовольствием.
Записано 18 июня 2020 года
Ну, я, как говорится, довоенного «выпуска» – 1940 года рождения. И был эвакуирован в 1941 году со Сходни в Пермь, где жили родители отца. Отец служил в Монголии по призыву и семь лет там прослужил, командир дивизиона был. Я к нему ездил в 1946 году, тоже год там в Монголии прожил. Потом вернулись, и в Перми дальше жили.
Я прожил в Перми до 2015 года, до 75 лет. Но потом мама умерла, ей 98 лет было. Отец немного раньше умер, ему 86 лет было. Все родственники мои в науке жизнь прожили, кандидаты, доктора наук. Я один в производство пошел, не по их стопам. Я стал инженером-строителем, закончив в 1962 году пермский политехнический институт по специальности инженер-строитель промышленного и гражданского строительства.
А коньками я начал заниматься поздно по современным понятиям, когда мне было 16 лет. Норматив первого разряда я выполнил за год до окончания ВУЗа в 1961 году.
После окончания института, в 1964 году, я выполнил норматив мастера спорта. В период с 1964 по 1969 годы тренировался со сборной Центрального совета общества «Спартак» в Москве под началом заслуженного тренера СССР и заслуженного мастера спорта СССР Ивана Яковлевича Аниканова. У него удостоверение заслуженного мастера спорта СССР было за номером 3, а первое удостоверение заслуженного мастера спорта СССР, как вы знаете, было у Якова Федоровича Мельникова. С ним меня познакомила в 1959 году мой тренер Семенова Галина Сергеевна, на чемпионате мира среди женщин в Свердловске, будучи заместителем главного судьи тех соревнований. Вот она меня, мальчишку, и представила Якову Федоровичу. Я тогда познакомился со многими нашими конькобежными светилами. Вот и с Яковом Федоровичем тоже. Но он потом вскоре умер, по-моему, в 1960 году.
И в Перми в 1965 году проводили Приз Мельникова на открытом льду, где на трибунах было 5000 зрителей. Когда бежали все — и Гришин, и Антсон, и Матусевич, и Хабибулин, и Воронин, тот самый, который через неделю убил Ингу Артамонову. Все они были на тех соревнованиях. Все они были на тот момент мировыми конькобежными светилами. Ну, а я в 1968 году был уже чемпионом ЦС «Спартак» и участвовал в «Ледяной карусели» по Норвегии. Помню, в одном забеге я бежал с действующим на тот момент чемпионом мира Кеесом Феркерком.
И пятисотку я у него выиграл, хоть один метр, но выиграл. Это приятное воспоминание. Этому свидетель есть — мой товарищ Музахит Хабибулин, участник Олимпийских игр 1964 года в Инсбруке.
Кстати, в Инсбруке я нынче побывал, на зимней Олимпиаде ветеранов спорта, где выиграл дистанцию 500 метров. А на 1000 метров я был вторым. Другие дистанции я сейчас не бегаю, берегу здоровье.
Сейчас я занимаюсь подготовкой к следующему сезону. Живу в Обнинске, в семье сына. Он врач-гематолог, кандидат медицинских наук. Работал в Америке, в Японии, а вот сейчас — в Обнинске. И сноха моя тоже врач.
А я после окончания института работал как инженер-строитель. Добился определенных успехов. В течение 25 лет я был руководителем предприятия стройиндустрии. Где у меня в подчинении было до 1500 человек. Предприятие довольно серьезное по сборному железобетону. Это сейчас СМУ комплексные. А тогда это было чисто производственное предприятие. Колонны, ригеля, пустотные плиты. Еще на заводе силикатных панелей, там крупнопанельные дома делал. То есть профиль моей работы вот такой. Я был директором этих предприятий. Ну, а когда я вышел на пенсию в 60 лет, то, будучи в свободном полете, я организовал несколько бригад, с которыми работал и зарабатывал на жизнь.
Ну, а в 1992 году меня ребята ветераны позвали в Горький, там проводили каждый год соревнования, но по одной дистанции всего. А организовывал все Юрий Петрович Круглов. Вот хорошая если погода, 500 м бежим, а если растает лед, мы умудряемся хоть как-то, но 100 м пробежать. Иногда полуторку бегали, но всегда по одной дистанции. Это так, баловство было. А потом в Горьком стали делать искусственную дорожку, в Москве еще только строилось. И я в Перми организовал первенство ветеранов. И мы, так сказать, впервые провели многоборье спринтерское. С тех пор это вошло в практику и проводится много лет. Ну, вот жалко бросать.
Нас, восьмидесятилетних, осталось только трое: Курамшин, Логинов и я. Надо дальше как-то двигаться. Вот Курамшин, он — молодец. До 85 лет наверное добегает, ему осталось два года до этой даты. Невзирая на болячки всякие. И глаза, и ноги больные. Тем не менее выходит и бежит.
Логинов тоже, если на то пошло, весь ломаный-переломанный, но, однако тренируется активно. Он и сейчас на роликах катается и велосипед крутит. Понимаете, вот эта изоляция сейчас, а он тренируется. Ну, фанатизм. С ним, с Логиновым, мы встречались и в молодые годы. Мы друг дружку знаем больше шестидесяти лет. И до сих пор дружим, и каждую неделю мы перезваниваемся: «Как ты там?».
Ну, посмотрим. Какие-то тренировки я делаю. Но это так, баловство, можно сказать. Серьезные нагрузки уже не поделаешь. Но тем не менее у меня четыре года продержался мировой рекорд в спринтерском многоборье в возрастной категории 75+. Ну, а в Инцеле нынче, когда я побил мировой рекорд Гюнтера Трауба, он продержался всего два месяца. Потом в Канаде на высокогорье Джонсон побил мой рекорд. И у меня второй результат в мире остался пока в этом году. Вот так вот оно было.
Ну, а так что сказать? Я как сейчас тренируюсь? В шутку. Вот ты мне сегодня утром позвонил, когда я на огороде картошку окучивал. Ну, летом — это как тренировка.
На стадион «Труд» в Обнинске меня пускают бесплатно. Остальные все «фитнесы» — они ведь платные. А мне нужен зал штанги, чтобы я мог ноги тренировать. Вот я на «Труде» в станке под углом 45 градусов и толкаю веса. Ну, и дорожка беговая там на стадионе хорошая, правда сейчас закрыто там все из-за коронавируса. Но скоро откроют, я там буду спортивной ходьбой заниматься, прыгать мало-мальски, насколько возможно, и гимнастические упражнения всевозможные.
А так, когда сезон начинается? Для меня с середины октября. Я один раз в неделю, сажусь на машину и еду 175 километров от Обнинска до Коломны, провожу на льду конькобежного комплекса вечернюю тренировку. Тут-же в гостинице при катке ночую и уже утреннюю тренировку откатываю. Спасибо Сергею Орлову, обеспечившему такие прекрасные условия для занятий и отдыха на катке. И после всего этого в обратную сторону, домой в Обнинск. В общем, на каждую поездку на каток тратится 2000 рублей. И так 4 раза в месяц. Вот пенсию свою расходую таким образом.
Готовимся к предстоящему сезону. Нынче мечтаю в Инцель съездить, потом в Берлин. А с Коломенским чемпионатом не знаю, что делать. Там многоборье будет с тремя километрами, а я очень давно не бегал длинные дистанции. Надо узнать правила для нашего возраста. Есть там 3000м или нет.
Ну, что еще. Хочу сказать еще о том, что мне жена, конечно, сильно помогает. Потому что без нее никак. Она и за питанием следит, и за здоровьем. А еще сын мой — врач-гематолог, он за моим здоровьем очень внимательно наблюдает и контролирует. Это счастье, когда есть такая семья и такая помощь.
И еще хочу выразить слова благодарности вам, за то, что вспомнили обо мне накануне моего юбилея. Большое вам спасибо!
В заключение, от лица Комитета СКР по работе с ветеранами и всех членов нашего Объединения поздравляем Сергея Владимировича с Юбилеем, желаем ему здоровья, продолжения спортивной карьеры — с таким тылом еще много лет. И по-возможности передавать свой бесценный опыт молодому поколению.
Рамир Курамшин
Александр Мелкозеров
Константин Петухов